В соответствии с п.43 Положения об учреждении дошкольного образования, утверждённого Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 150, с целью обеспечения более успешной адаптации детей раннего возраста, впервые поступающих в дошкольное учреждение, их ранней социализации, установления сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в период с 01.06.2016 по 13.06.2016 на базе нашего центра будет организована работа адаптационной площадки для детей в возрасте от 2 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения и поступающих в дошкольный центр в текущем учебном году, и их родителей.
Поступление ребёнка в детский сад часто вызывает у него стрессовое состояние. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребёнка среда. Малыш впервые расстаётся с мамой на целый день, он попадает в коллектив незнакомых сверстников и необычную обстановку. Большое количество новых лиц, непривычная атмосфера детского коллектива являются причинами возникновения стресса. Статистика утверждает, что до 90 % малышей, поступающих в детский сад, начинают болеть, замедляется их физическое развитие. Однако специально проведённые психолого-педагогические обследования свидетельствуют о том, что поступление ребёнка в детский сад может быть для него не только болезненным, но и радостным. Если педагоги и родители объединяют свои усилия для целенаправленной планомерной подготовки малыша к д/с, он начинает ждать этого события и быстро привыкает к новым для него условиям.
Сегодня мы хотим предложить Вам несколько приёмов, которые помогут избежать стрессового состояния ребёнка при поступлении в детский сад.
1. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания (самостоятельно пить их чашки, есть с ложки, пользоваться горшком и т. п.).
2. Приучайте ребенка есть разнообразные блюда: овощные, творожные, рыбные и др.
3. До поступления ребенка в дошкольное учреждение постарайтесь отучить его от отрицательных привычек (засыпать при укачивании и с пустышкой, сосать пальцы и т. п.)
4. Научите ребенка самостоятельной игре с игрушками, общению со сверстниками (попросить игрушку, поделиться с малышом, поблагодарить и т. д.).
5. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения: гуляйте с малышом во дворе, приглашайте к нему в гости сверстников и т. и.
6. Подробно рассказывайте ребенку, что его ждет в яслях. Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.
7. Внушите малышу, что посещение дошкольного учреждения — это привилегия, которую надо заслужить, и тогда он охотно без осложнений отправится в группу.
8. Дайте возможность ребенку пообщаться с детьми, уже посещающими дошкольное учреждение. Наверно, он услышит от них много интересного о том, как дети проводят время.
9. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с дошкольным учреждением.
10. Заранее (за 2-3 месяца до поступления ребенка в ясли) ознакомьтесь с условиями (характер питания, приемы воспитания и т. д.). узнайте все новые моменты в распорядке дня в дошкольном учреждении и соотнесите их с домашним.
11. Желательно, чтобы начало посещения дошкольного учреждения не пришлось на холодное время года. Отправляйте ребенка в ясли только здоровым.
12. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.
13. При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много игрушек, дети весело играют, воспитательница — хорошая тетя и т. д.). Дайте малышу время спокойно осмотреться (где он будет спать, раздеваться, есть, играть).
14. Старайтесь создать положительный образ воспитателя: «Какая добрая Мария Ивановна! Видишь, как ее любят дети!»
15. Старайтесь отдавать ребенка в группу, где у него есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе,
16. Дайте ребенку с собой любимую игрушку иди какой-либо предмет, способный отвлечь малыша от горьких переживаний.
17. Облегчите малышу задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек па спине (главный принцип — чем проще, тем лучше), обувь лучше выбирайте на липучках.
18. Продумайте, кто будет приводить ребенка в ясли, кто – забирать.
19. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком дошкольного учреждения у Вас была возможность не оставлять его в группе на целый день.
20. Оставляя ребенка в дошкольном учреждении, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами, так как малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше .
21. Будьте тверды и последовательны в своих поступках, не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать забирать его из яслей домой без всякой необходимости.
22. Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями. Обнимите ребенка, поцелуйте, скажите, когда за ним зайдете, и оставьте, улыбнувшись, независимо от его настроения.
23. Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания с ребенком, например воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др., что поможет отвлечь его от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, будет радовать и ребенка, и родителей.
24. В первые дни не спешите сразу увести ребенка домой. Побудьте с малышом на участке дошкольного учреждения, вместе посмотрите, как играют дети, чем занимаются, как общаются друг с другом и воспитателем.
25. Ни в коем случае не обманывайте ребенка и не уходите тихо и незаметно. Это вызовет глубокие переживания, возможно, истерику и может его сильно травмировать. Ребенок поймет, что Вам нельзя доверять, у него могут возникнуть страхи, преодолеть которые можно будет только при помощи психолога.
26. Поддерживайте дома спокойную обстановку, не перегружайте ребенка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании, так как в первые дни и недели посещения яслей малыш испытывает эмоциональную перегрузку.
27. Проявляйте особое внимание и чуткость к малышу, так как в период адаптации к дошкольному учреждению ребенок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшиться сон, аппетит.
28. Компенсируйте в семье возможное недоедание и недосыпание ребенка в яслях.
29. Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни дошкольного учреждения, удивляйтесь, хвалите его, показывайте значимость его нового статуса.
30. Не демонстрируйте излишнюю подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.
31. Не говорите в присутствии ребенка плохо о дошкольном учреждении.
32. Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел? Спросите: «Вы сегодня лепили или рисовали? На завтрак была каша или яйцо? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку?»
33. Дайте ребенку возможность после яслей побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры, сходите вместе с ним в парк, на игровую площадку.
34. Вечером дома устройте небольшой семейный праздник (например, чаепитие), во время которого похвалите ребенка за проведенный день в яслях при всех участниках этого маленького праздника.
35. Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим. Будьте благоразумны и помогите малышу войти в новую жизнь.