Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Гражданско-патриотическое воспитание

Дата: 1 июня 2022 в 12:54, Обновлено 2 июня 2022 в 12:13

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. 

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Патриотическое воспитание дошкольников

   Патриотическое  вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны. интерес воспитанников к изучению объ­ёмного материала в значитель­ной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педа­гогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой мо­рали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-­познавательные впечатления ребёнка, дополнительно моти­вирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические ка­чества характерны только чело­веку. чем выше уровень овла­дения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

   Цель патриотического вос­питания дошкольников — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­-ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

История Беларуси: воз­никновение и развитие

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

-              природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

-              национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

-              национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

-              сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

-              сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей,

названия республики Беларусь и её столицы;

-              содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, пред­ставления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Символы Беларуси

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

-              символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна республики Беларусь;

-              природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

-              исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­парковые комплексы;

-              архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

-              природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

-              ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

-              места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

-              национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

Государственные и народ­ные праздники

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

-              государственные праздни­ки: День конституции, День единения народов Беларуси и россии, День Победы, День Государственного герба ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага республики Беларусь, День Независимости республики Беларусь (День республики);

-              национальные праздники: рождество, коляды, Маслени­ца, Пасха, радуница, Благове­щение, купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Бе­ларусь

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

-              защитники отечества;

-              исторические личности;

-              достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметно­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

-              народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-              народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

-              декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-              изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические,

языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

Белорусское народное творчество

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

-              белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

-              белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

-              народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

-              народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

-              белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

-              народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотическо­го воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области. от младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя­ются различные его средства и методы.

На первом этапе (узнавание) используются ознакомительно­познавательные задания, когда доминирует содержание с эле­ментом анализа. Цель — фор­мирование ориентировочной основы, понимания явления (события, действия), умения выполнять действия. Дидак­тическая цепочка включает: образец (75%) — имитация по образцу (25%).

На втором этапе (понимание) используются установочно­аналитические задания, когда имитация сочетается с анали­зом, пониманием. Цель — фор­мирование навыков деятель­ности по образцу, освоение, осознанность, произвольность, критичность. Действует ди­дактическая цепочка: образец (50%) — имитация с элемента­ми анализа (50%).

третий этап (осознание) вклю­чает системно-реализующие (контрольные) задания. Цель — формирование у ребёнка осмыс­ленных форм суждения и рас­суждения, анализа объектов, самостоятельности в установке системы ориентиров, которая позволяет правильно выпол­нять любые задания в области патриотического воспитания. Дидактическая цепочка вклю­чает: образец (в форме темы за­дания) — осмысленное действие (100%).

Результативность патриоти­ческого воспитания дошколь­ников оценивается следующим комплексом обобщённых харак­теристик:

-              возрастные показатели раз­вития качеств личности, обу­словленные целями, задачами и содержанием дошкольного образования (гражданствен­ность, национальное самосо­знание, самостоятельность, трудолюбие, сопереживание, человечность, уважение, взаи­мопонимание, сотрудничество, эмоциональная привязанность, отзывчивость, доброта, рассу­дительность, справедливость, самообладание, любознатель­ность);

-              сбалансированность разных форм активности детей до­школьного возраста в специаль­но организованной и нерегламентированной деятельности, отражённых в образовательных областях «Физическая куль­тура», «ребёнок и общество», «Элементарные математиче­ские представления», «ребёнок и природа», «развитие речи и культура речевого общения», «искусство».

Результативность опреде­ляется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

 

 

План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса

РАБОТА С ДЕТЬМИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Поднятие Государственного флага Республики Беларусь на  территории учреждения дошкольного образования:

День Конституции;

- День единения народов Беларуси и России;

- День Победы;

- День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь;

- День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа;

- День независимости Республики Беларусь;

- День освобождения Зельвенского района от немецко-фашистских захватчиков;

- День народного единства

перед началом учебного года

15.03.2022

02.04.2022

09.05.2022

 14.05.2022 

22.06.2022

03.07.2022

12.07.2022

17.09.2022

заведующий

Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь

перед началом учебного года,

еженедельно перед началом занятий в старших и средних группах

воспитатели дошкольного образования,

музыкальный руководитель,

руководитель физвоспитания

Пешеходные прогулки для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, школьный музей).

в течении учебного года

воспитатели дошкольного образования

Проведение фольклорных праздников:

 «Колядки»

«Масленица»

«Гуканне вясны»

«Купалле»

06.01.2022

24.02.2022

26.03.2022

06.07.2022

воспитатели дошкольного образования,

музыкальный руководитель,

Проведение занятий:

- «Мой край завецца беларуссю”

-“Бусел – сімвал Беларусі”

-«Символы белорусского государства»;

-«Флаг моей страны

17.03.2022

27.06.2022

11.08.2022

13.05.2022

воспитатели дошкольного образования,

Викторина “Ці ведаеш ты сваю Беларусь”

23.09.2022

воспитатели дошкольного образования

Выставка рисунков «Красота родного края»

30.06.2022

воспитатели дошкольного образования

Проведение праздничных мероприятий в канун государственных праздников и праздничных дней:

- ко Дню защитника Отечества;

- ко Дню Победы

        

             23.02.2022

             06.05.2022

воспитатели дошкольного образования

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Оформление информации на сайте дошкольного учреждения

в течении учебного года

заведующий

Рекомендации

 « Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»

10.01.2022

воспитатели дошкольного образования

Консультации  :

 -«Воспитываем патриотов с детства»

- «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

 -« Содержание патриотического воспитания дошкольников»

- «Воспитание патриотических чувств младших дошкольников»      

- «Воспитание патриотических чувств у дошкольников в совместной деятельности семьи и детского сада»

- «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры  государства»

            14.03.2022

11.05.2022

20.07.2022

17.082022

22.09.2022

             10.11.2022

воспитатели дошкольного образования

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

*Семинар – практикум

« Патриотическое воспитание

у детей дошкольного возраста»

17.02.2022

Заведующий ду

* Методические рекомендации на тему:

« Особенности патриотического воспитания дошкольников

на современном этапе»

22.04.2022

Заведующий ду

*Консультация  «Игра как средство развития патриотической основы у дошкольников»

*Консультация «Патриотическое воспитание»

* Консультация «Права и сказки»

*Консультация  « Патриотическое воспитание дошкольников

и современные подходы к нему»

17.06.2022

12.09.2022

05.10.2022

13.12.2022

воспитатели дошкольного образования,

Пополнение методической копилки материалов, конспектов по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

в течение учебного года

воспитатели дошкольного образования,

Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы

https://edu.gov.by/programma-patrioticheskogo-vospitaniya/

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛАТФОРМА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "ПАТРИОТ.BY"   https://patriot.rcek.by

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.